Сказочники


Повелитель цыганских богов (4 глава)


Знамения.

Ерофеич прыгал на своих коротких лапках по плите. В руках он держал большую двузубую вилку. Он ловко жарил курицу мне на обед. Он был очень старательным домовым. Я смотрела на него и думала: неужели родоначальник нашей семьи, который жил много веков назад, и после смерти стал нашим семейным покровителем - домовым, умел так же вкусно готовить, или эти качества Ерофеич воспитал в себе сам?

Латона с Валей, однако, попросили Ерофеича отвлечься от его занятия и обратить на нас свое драгоценное внимание. Но Ерофеич дожарил птицу, переложил ее на блюдо и только после этого важно выслушал все наши вопросы.

- Что это за знамения? - Спросил Валька.

- И почему все они приснились нам? - Недовольно произнесла Латона.

- И почему Белый колдун снова обрел свою силу? - Добавила я.

Ерофеич почесал за ухом и задумался. Потом он нырнул под кухонный стол. У него там был офис. Мы услышали шум яростной возни. Через некоторое время все стихло. Можно было подумать, что Ерофеич переломал себе лапы, возясь в своей берлоге. Но еще минутой позже он вынырнул к нам с книгой в руках.

- Почитаем, - предложил он, - это волшебная книга, здесь обо всем решительно написано. Стоит задать любой вопрос, как книга ответит на него.

- Найди свое имя, - попросила я, - что оно означает?

Но Ерофеич строго посмотрел на меня, чтобы я не отвлекала его от важного дела глупостями.

Домовой установил книгу так, чтобы она не падала, и принялся читать про себя, что в ней было написано. Перелистав несколько страниц, он захлопнул книгу.

- Ну, что? Ничего нет? - Спросила я.

- Есть и очень много, - сказал Ерофеич, - только ничего хорошего вы не услышите. Так что, мне говорить?

- Говори, - приказала я.

- Все цыгане - кочевники, - рассказал Ерофеич, - но, порой, некоторые решают осесть. Это значит, они перестают странствовать и живут в нормальных домах, как наши цыгане в цыганском поселке. У цыган есть множество богов. Некоторые помогают в цыганских гаданиях, некоторые - выращивать лошадей. Но самый суровый и злой - это Ор-Лоок, цыганский бог скитания.

Валя подскочил на своем стуле. Он хлопнул себя по лбу и толкнул меня в бок.

- А я думаю, что это за восклицание вертится у меня на языке! Ор-Лоок! - Сказал он.

- Да, но не ты его придумал, - напомнила я, - помнишь, в лесу обрушилось дерево. Это оно сказало "ор-лоок!", а потом рассыпалось на части. Я-то хорошо помню...

- Дерево вам это сказало? Ор-Лоок одно из забытых имен бога Самайна, покровителя мертвецов у древних кельтов. А друиды, кельтские жрецы Самайна, загнали это имя в стволы деревьев, чтобы никто не произносил его, настолько страшно оно.

- Что? Где кельты, и где - мы! И - где табор! - Воскликнул Валька.

- Какая разница. Боги они, они... международные. Ты веришь в переселения человеческих душ? Так и боги, один вполне может выступать под именем другого. Ор-Лоок - забытое имя Самайна. А вы его узнали. Это плохо. Потому что не вашего ума это дело.

- Что хочет этот Ор-Лоок? - Боязливо спросила Латона.

- Видимо, он хочет подстроить гадость: лишить цыган постоянного жилья, земли, дома. Заставить их снова странствовать - вот его цель. А всю жизнь трястись в утлых кибитках - мало радости. Он выгоняет цыган из поселка. И ему в этом поможет Белый колдун, который стал Черным, - объяснил Ерофеич, - для поклонения Ор-Лооку в непроходимых чащах леса такие "испортившиеся" колдуны обычно выстраивают маленькие алтари.

Наступило тягостное молчание. Казалось, что всем нам одновременно, мне, Латоне и Вале, пришла в голову одна и та же мысль. А ведь это мы виноваты! Ведь мы нашли алтарь. И, оказывается, он посвящен такому злому цыганскому богу, в котором сидит характер бога еще более страшного! Но мы же не знали этого, и потом, видно же, что алтарем давно никто не пользовался, он весь порос травой, а рядом росли хорошенькие грибы-поганки.

Видимо тогда, находясь у алтаря, мы разбудили дремлющие силы цыганских богов, мы посмеялись над идолами, считавшимися святыней. И вот теперь из-за нас могут пострадать люди. Что натворит этот Белый колдун, которым владеют злые силы? Или это он повелевает ими? Это уже трудно понять.

- Знаете, - сказал Валя, - может быть, это просто совпадение.

- Подождем других знамений, - пожал плечами Ерофеич.

- Я все же надеюсь, что это просто красная глина окрасила воду, - сказал Валентин уверенно и неожиданно добавил, - я вот хочу узнать, Ерофеич, что это за разрыв-трава? Может ли она раскрыть дверцы буфета, где мамаша спрятала на праздник огромный кулек с шоколадными конфетами?

Мы с Латоной засмеялись.

Я взяла из рук домового волшебную книгу и раскрыла ее на букве "Е". Здесь я нашла давно интересующее меня слово "Ерофеич". И вот что оно означало. В восемнадцатом столетии на Руси был знаменитый знахарь с таким прозвищем. Он умело готовил исцеляющие снадобья из трав и лесных ягод, и даже вылечил известного графа Орлова-Чесменского. После смерти знахаря лечебные настойки на спирту стали уважительно называть его именем. Странно, что так звали и моего домового.

Прошло несколько дней, но с Кармен я больше не встречалась. Он не приходил к нам во двор, и это беспокоило меня. Валентин предложил сходить в поселок и поискать его. Да, да, это сказал именно Валя, который недолюбливал моего приятеля! Наверное, сработала Валина интуиция, которая, по его словам, у него сильно развилась.

Мы с Валей пришли в цыганский поселок.

В поселке царило оживление. Люди, смуглые и черноволосые, бежали по направлению к одному дому. Мы с Валей тоже пошли туда. Здесь уже собралась толпа цыган, в их числе находились и дедушка Анзор, и Кармен.

- Серый жеребенок, - переговаривались между собой жители, - серый жеребенок.

- Кармен, - спросила я негромко, - это все же случилось?

- Да. Это второе знамение, - сказал нам Кармен.

- А откуда они знают? - Спросил дед Анзор, кивнув головой на нас с Валей.

- Я им рассказал, - ответил Кармен мрачно, - они мои друзья, у меня нет секретов от них.

Мы с Валей подошли ближе. Дверь в маленький хлевушок была открыта. Рядом с гнедой кобылой стоял на тоненьких ножках большеголовый жеребенок, которому было не более суток от роду.

Я не могла понять, что особенного в жеребенке? Ну, жеребенок, ну, серый и довольно красивый на мой взгляд. У дедушки Анзора тоже есть серый, почти даже белый, конь по кличке Араш. Он стоит в стойле, и дед его очень любит. Иногда мы с Кармен, когда заходим к деду в гости, навещаем и Араша. У Кармен с собой на этот случай всегда есть кусок черного хлеба с солью. Ведь это - излюбленное лакомство Араша.

- Красивый жеребенок, - попыталась я оправдать новорожденного конька, - почему он так напугал всех?

- Серой масти у лошадей нет в природе, - объяснил нам с Валей дед Анзор, - серая масть - это просто ранняя седина, жеребенок может родиться бурым, вороным, и только спустя год-полтора стать серым. Но он не может родиться серым!

- Но как же серые лошади? - Все еще не понимая разъяснений, спросил Валя, - их сколько угодно!

- Правильно, но это же взрослые лошади. Возьмите хоть моего Араша! - Неторопливо ответил дед Анзор, - а рождаются они кто вороной, кто бурой масти. Мой Араш родился вороным. И лишь постепенно подрастая, он менял масть и стал серым. Понятно?

Конечно, понятно. А стало быть, Валина догадка о случайном покраснении воды в колодце - ошибка.

- Значит, это все же знамения, - сказал Валька уверенно.

- Но мы не хотим уходить из этого поселка, - переговаривались между собой люди, - может быть, стоит перерезать лошадей? Ведь третье знамение - взбесившийся табун...

Я знала, что лошадей поселка иногда гонял на выпас Кармен. Когда на лошадях не работали, их собирали в табун, и Кармен выгонял их на поляну в лес. Я несколько раз видела его в роли пастуха. Летом, когда белые ромашки застревали в его волнистых волосах, он становился похожим на лесное божество.

Кармен любил лошадей. И поэтому он сказал:

- Если мы перережем лошадей, это ни к чему не приведет. Белый колдун все равно вызовет Ор-Лоока. И нас вынудят бросить дома и уйти.

- Надо найти прежнего Белого колдуна, который строит теперь козни, - неожиданно для себя сказала я, - найти и остановить его, пока еще не произошло третье знамение.

Дедушка Анзор погладил меня по голове своей шершавой ладонью.

- Колдун хитрый. Если его не убили вовремя, значит, он научился прятаться, девочка. А еще он научился отводить людям глаза. Посмотри, - предложил дедушка, - кто из них похож на колдуна?

Я оглядела табор: здесь были цыганки в пестрой дорогой одежде, малолетние детишки, суровые мужчины. Вот мой Ерофеич носит через плечо ленточку с надписью "Официальный домовой". Хорошо, если бы такую ленточку носил и старый Белый колдун!

Дедушка Анзор усмехнулся:

- У нас, цыган, все не так, как у простых людей. Даже мои домовые и те - невидимые!

Может быть, дед хочет сказать, что старый колдун невидим? И невидимой тенью он преследует табор, желая ему зла? Я решила потом спросить об этом у Вальки.

- Надо собирать вещи, чтобы уйти с поклажей, а не пустыми, когда Ор-Лоок застанет врасплох, - переговаривались между собой цыганки.

Их гортанные голоса звучали плаксиво. Я понимала, что людей ждет великое странствие, и ни для кого оно не будет радостным. Кроме как для Белого колдуна. Он останется владыкой поселка, будет жить один на просторе и совершать злые дела, преследуя табор.

Дед Анзор закурил трубку. И мы с Валей услышали грустную музыку.